Новый жилищный кодекс - документ о НЕДОСТУПНОСТИ жилья

Ramblers Горячая Линия Недвижимости

Недвижимость Москвы

Недвижимость Санкт-Петербурга

Недвижимость России

Зарубежная недвижимость


27.05.05 | Россия |

Новый жилищный кодекс - документ о НЕДОСТУПНОСТИ жилья

После принятия нового Жилищного кодекса РФ его не успел покритиковать только ленивый. Но конкретных оценок и конструктивных предложений высказано не так уж много. Депутат Государственной Думы РФ Галина Хованская знает о Жилищном кодексе все. По ее собственному признанию, именно ради его подготовки она пришла в Госдуму, была автором альтернативного проекта, представила к принятому кодексу 250 поправок.
 
О причинах и последствиях принятия нового закона Г. Хованская рассказывает читателям М2.
 
«Я представляла к этому кодексу 250 поправок, из них прошло 118, но я все равно голосовала `против` во всех трех чтениях.» - Принятие нового Жилищного кодекса (ЖК) было необходимо хотя бы в силу того, что предыдущий вариант совершенно устарел. Однако сейчас раздается все больше заявлений по поводу того, что новый ЖК тоже неактуален и текст его сделан так, будто это не Закон с большой буквы, а некий копирайтинг, заказанный у продвинутого копирайтера, привыкшего к переделке старых текстов (т. наз. рерайт) или созданию (в кавычках) новых текстов на основе старых. Так ли это? Действительно ли новая редакция Законе - не более чем копирайт?
 

 
- Необходимость принятия нового кодекса ни у кого не вызвала сомнений: ни у тех, кто голосовал `за`, ни у тех, кто высказался `против`. Принятый Жилищный кодекс еще не устарел, он просто страдает многочисленными изъянами, он `сырой`, не обеспечен нормативными документами правительства, хотя прошло уже два месяца с момента введения его в действие. Целые разделы ЖК просто не работают, не говоря уже про отдельные статьи и нормы. Простой пример: форму заявления на перепланировку квартиры утвердили только сейчас. Причем утвердили постановлением правительства, в то время как подобные документы должны разрабатываться на уровне субъектов Федерации, чтобы учитывать специфику жилищного фонда в разных регионах.
 
В новом кодексе - масса всяких глупостей, нелепостей, жестокостей. Этот закон - не для людей, а для чиновников, он позволяет государству отказаться от взятых на себя ранее обязательств. Мне приходилось доказывать, что детям-сиротам при выходе из детского дома надо предоставлять квартиры вне очереди; что надо давать жилье тяжело больным, проживать с которыми в одном помещении опасно для жизни окружающих! В новом ЖК фактически ликвидирован институт первоочередного получения жилья, и реабилитированные старики, получившие справку о реабилитации после 2 марта, становятся в общую очередь, в которой будут стоять до самой смерти.
 
Я представляла к этому кодексу 250 поправок, из них прошло 118, но я все равно голосовала `против` во всех трех чтениях. Я была автором альтернативного проекта, еще один выдвигал блок `Родина`, но, естественно, был принят единороссовский вариант, другие просто не рассматривались.
 
- В чем основные отличия этих трех проектов?
 
- У нас имеются принципиальные расхождения по поводу того, как завершать приватизацию, как обеспечивать жильем бывших льготников. С последними получается просто жульничество: по Конституции закон, ухудшающий положение граждан, не имеет права на существование, тем не менее льготные очереди на получение жилья отменены. В соответствии с новым кодексом произошло разделение льготников на региональных и федеральных на мой взгляд, разделение очень искусственное. Например, в столице за счет города должны обеспечиваться жильем москвичи, долгое время проживающие в коммуналках. Это правильно, это действительно обязательства города. Но зачем на регионы `сбрасывать` обязанность по обеспечению жильем реабилитированных? Кто их сажал, кто принимал этот закон? Этим людям должно компенсировать утраченное непосредственно государство.
 
Есть и другие тонкости. Поскольку государство не может предоставлять жилье `своим`, федеральным льготникам, оно выделяет для этого деньги регионам. Дадим каждому субъекту деньги - по средней рыночной стоимости жилья, пропорционально количеству льготников, а местные власти сами решат, что давать людям - деньги или квартиры. Вроде все замечательно. Но дело в деталях. Законодательно установленная среднерыночная стоимость жилья в Москве, например, отличается от реальной (причем самой низкой стоимости типового жилья) на 40% . Угадайте, в какую сторону? Люди будут считать, что виновата во всем местная власть, которая не выделила им достаточно средств на покупку жилплощади.
 
На регионы `сбросили` самые массовые категории льготников, прикрывшись тем, что `на местах виднее`. Никто не подумал, как будут справляться с этой нагрузкой дотационные регионы, которые должны обеспечивать льготников из своего бюджета. Правда, местным властям дали прекрасный инструмент, с помощью которого можно сократить очередь, не построив ни одного квадратного метра. Им разрешили самим определять порог доходов, ниже которого человека будут считать малоимущим, а также нормы постановки на учет (сколько метров должен иметь человек, чтобы его признали нуждающимся в улучшении жилищных условий) и нормы предоставления жилья. В дотационном регионе у главы администрации будет выбор: дать врачам и учителям зарплату или построить жилье для нуждающихся.
 
- Насколько теперь защищены права граждан при изъятии земельного участка, где находится их жилье, для государственных или муниципальных нужд?
 
- Новый кодекс внес серьезные изменения в нормы, которые касаются сноса домов и переселения. Раньше социальный наниматель имел право при сносе дома претендовать на квартиру, соответствующую нормам предоставления жилья. Теперь гражданин, имеющий комнату в коммуналке, получит опять комнату в коммуналке; пять человек, живущие в однокомнатной квартире, снова получат на пятерых однокомнатную квартиру.
 
Собственникам жилья должны компенсировать его стоимость в денежном эквиваленте, другая квартира взамен может быть предоставлена по соглашению, что является только лишним поводом для коррупции.
 
- Существует ли опасность, что в подобной ситуации собственнику заплатят меньше, чем реально стоит его квартира? Насколько надежен механизм определения рыночной стоимости жилья?
 
- В Жилищном кодексе это не прописано, подобные вопросы регулирует закон об оценочной деятельности. Всегда есть возможность, например, воспользоваться услугами независимого оценщика. Кроме того, по закону должна компенсироваться не только рыночная стоимость жилья, но и убытки, в том числе упущенная выгода. То есть человек может быть уверен, что заниженную сумму ему не заплатят. Но у этой медали есть и обратная сторона. Например, закон позволяет забрать у старика квартиру, дать ему деньги и сказать: `Иди, покупай`. Меня волнует именно эта категория населения.
 
Молодые, дееспособные разберутся и своего не упустят, а вот старые или больные... Как они выйдут на рынок? Им не оставили права выбора - взять деньги или другую квартиру. Хотя в Москве по закону о гарантиях города лицам, освобождающим жилые помещения, это право есть, и люди чаще всего выбирают квартиру.
 
- В новом ЖК решение спорных вопросов, возникающих при разводе супругов, в основном ориентировано на существование брачного контракта. Как будут решаться споры по поводу жилья при отсутствии этого документа?
 
- На самом деле ничего этого в кодексе нет, мы только проговариваем, что решать вопросы с помощью брачного кон тракта желательно. Но нельзя забывать о том, что семейные отношения супружескими не исчерпываются. Есть отношения брат-сестра, внук-бабушка и т. д. У нас нет привычки даже к брачным кон трактам, а сказать сестре или брату: `Давай на всякий случай заключим с тобой договор, может, мы через 15 лет поругаемся`, - тем более вряд ли кому-то при дет в голову.
 
Жилищный кодекс предусматривает судебный порядок разрешения всех конфликтных ситуаций. В первоначальном варианте суд мог дать бывшему члену семьи отсрочку по выселению только на год, по истечении этого срока - `с вещами на выход`.
 
Благодаря нашим поправкам это ограничение убрали, суд сейчас вправе установить любой срок, в том числе и сохранить пожизненное право пользования жильем. Нам удалось провести поправки о том, что на тех, кто отказался от приватизации, эта жестокая норма не будет распространяться; о том, что если у собственника жилья есть обязательства перед бывшим супругом по уплате алиментов, то суд может принять решение об обеспечении последнего иным жилым помещением.
 
Но следующая норма в ст. 31 ЖК перечеркивает все наши усилия. Там говорится, что, продав жилье, собственник может выставить на улицу всех - и бывших, и нынешних членов семьи. Гражданский кодекс при подобных сделках защищает только тех, кто находится под опекой и попечительством, а также несовершеннолетних детей (но только в том случае, если семья неблагополучная и об этом известно органам опеки). Таким образом, выстраивается схема, когда возможно неисполнение судебного решения.
 
Я сейчас пытаюсь это нейтрализовать: 18 марта мы представили проект закона о внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс, в ст. 292 Гражданского кодекса. Поправки касаются прав бывших членов семьи. Раньше было полное бесправие собственника и произвол бывших членов семьи, пользовавшихся жилым помещением. Теперь - абсолютное бесправие бывших членов семьи и произвол собственника. В итоге - головная боль у государства или муниципалитета: если собственник вышвырнет на улицу бывшего супруга, который не может, будучи пенсионером, сам решить проблему приобретения квартиры, - государство должно поставить его на учет и обеспечить жильем.
 
- Бесплатная приватизация жилья завершится 1 января 2007 года. Как вы относитесь к такому решению? Какие последствия оно будет иметь?
 
- По-прежнему считаю, что правила игры надо устанавливать до ее начала, а не во время нее. Иначе получается, что государство обращается с нами, как шулер. Человек, который встанет в очередь на получение социального жилья после 1 марта, приватизировать полученную квартиру уже не сможет, в этом есть определенная логика. Но те, кто встал в очередь давно, по старым правилам, жилье в собственность должны получить! Это особенно актуально, когда речь идет об общежитиях, об аварийных домах, о служебном жилье, о закрытых военных городках. Во всех этих случаях в силу закона людям нельзя было приватизировать жилье. Они по 20 лет стоят в очереди, встали еще до начала приватизации. Государство их обмануло дважды, не дав квартиры до сих пор и сказав 1 марта: `Кто не успел - тот опоздал`. Причем не повезло как раз самым не защищенным в плане жилищных прав людям. Они могли хотя бы приватизировать свою комнату в бывшем общежитии, приобрести какой-то стартовый капитал для улучшения жилищных условий в дальнейшем (с помощью той же ипотеки), но их лишили этого шанса 1 марта.
 
Письма от жителей общежитий мы получаем из всех регионов страны. В чем они виноваты, если акционировавшееся бывшее государственное предприятие за десять лет не удосужилось передать местной власти свое общежитие? Почему люди становятся заложниками подобных ситуаций? Например, только после 1 марта Москве начали передавать общежития Московского метрополитена. В результате 8 тыс. человек не смогут приватизировать жилье, поскольку те, кто заключил договор социального найма после 1 марта, не имеют права на приватизацию. Людей лишили единственного шанса выбраться из категории неимущих и решать в дальнейшем жилищную проблему самостоятельно.
 
Все любят простые решения, а последствия их принятия никто не просчитывает. Установить `юрьев день`, `час икс` - простое решение. Оно ограничивает права граждан, дает возможность государству отказаться от ранее принятых на себя обязательств. С этим я никак согласиться не могу! Если внесенные мной поправки в ЖК не пройдут, люди вправе будут обращаться в Конституционный суд. Те, кто вставал в очередь по старым правилам, должны иметь право на приватизацию.
 
Еще более нелепая ситуация складывается с деприватизацией. Ее-то зачем отменять? Нагрузка на собственника жилья теперь возрастает: он будет платить за капитальный ремонт дома (нам с трудом удалось избавить от этой повинности социальных нанимателей - в проекте кодекса такая норма была). Люди осознают это примерно через год. К тому времени примут еще и изменения в Налоговый кодекс - налоговый платеж за квартиру будет исчисляться, исходя из ее рыночной стоимости, федеральные льготы исчезнут. Самой массовой категории льготников - пенсионерам, которые на данный момент освобождены от уплаты налога на квартиру, придется его платить. Некоторые из них задумаются, нужна ли им вообще собственность, и решат деприватизировать квартиру.
 
Но деприватизация заканчивается 1 января 2007 года. Если есть задача сохранить фонд социального жилья (для этого и завершается приватизация), зачем отменять деприватизацию? Ведь этот процесс как раз увеличивает социальный фонд. Некоторые депутаты говорят: `Жители потом договорятся с властью`. Извините, когда в кодексе некоторые нормы - `разрешить` или `не разрешить` - отданы на откуп чиновнику, это создает все условия для коррупции!
 
- Можно ли то же сказать о новых нормах перепланировки жилых помещений? Не создают ли они дополнительные условия для произвола и мздоимства чиновников, выдающих разрешения на перепланировку?
 
- Ситуация хуже. Например, есть не адекватная норма о том, что узаконить произведенную когда-то давно перепланировку можно, только обратившись в суд и доказав, что она никому не мешает. Но ведь многие люди, когда въезжали в квартиры по обмену, даже не подозревали о том, что там была сделана перепланировка - раньше никаких разрешений не требовалось. Что же теперь - всем идти в суд?
 
Подобных нелепостей в новом кодексе очень много. Так, в законе о введении ЖК в действие есть норма о том, что все ЖСК будут ликвидированы, если они не перерегистрируются в ТСЖ. В самом кодексе значится, что ТСЖ может перейти в форму ЖСК. Как это можно объяснить на уровне здравого смысла?
 
- Почему было допущено столько ошибок? Кто занимался подготовкой кодекса?
 
- Установить это практически невозможно, потому что ЖК создавался на основе нескольких проектов. Один из них был разработан Госстроем, но от этого варианта в окончательной редакции остались только `рожки да ножки`. Проект был консервативен, но академичен - там хотя бы язык был приличный, и многие социальные моменты не рубились на корню. Кроме того, был проект Екатеринбургской школы частного права. Окончательный вариант кодекса `сшивался` из нескольких составляющих. Плюс поправки, которые мне удалось провести. Поэтому я ЖК называю не иначе как `бочка дегтя, в которой есть ложка меда`. И ложка меда там - моя, но она - маленькая, чайная ложечка.
 
Сейчас я призываю: давайте честно поработаем над ошибками, раз не подумали, поспешили - давайте исправим. Ведь новый кодекс никакого отношения к формированию рынка доступного жилья не имеет, это документ скорее о недоступности жилья для тех, кто раньше на него мог претендовать.
 
Когда есть скорость - нет качества. Законотворческий процесс подразумевает размышления, анализ последствий. Но никто ничего не просчитал даже на! один шаг вперед.
 
- Так почему не продумали все до конца, не учли мнения специалистов?
 
- Потому что слушают только администрацию президента и голосуют, как скажут. Процесса обсуждения больше нет. Такое впечатление, что до президента, который подписал этот документ, доносят только то, что там есть хорошего, а про плохое он не знает. Он случайно посмотрел передачу Владимира Познера `Времена`, где прозвучало, что кодекс недоработан, что есть нарушения Конституции, Гражданского кодекса. После этого состоялось совещание в администрации президента, на котором был устроен `разбор полетов`.
 
- И каковы итоги этого заседания?
 
- Очередную передачу на ТВЦ, где планировалось обсуждать Жилищный кодекс (с моим участием), провели без меня по указанию Олега Попцова. По Жилищному кодексу, в котором я специалист, мне теперь высказываться вряд ли дадут. Потому что очень трудно приводить контраргументы.
 
Поверьте, я за рынок! Но многие нормы нового закона противодействуют его цивилизованному развитию. Это еще один массированный удар по стабильности нашего государства. Но последствия его проявятся не так быстро, как итоги монетизации льгот, - мгновенной реакции не будет. Осознание придет для каждой категории населения в свой час, и реакция будет тяжелая.


Прочитано (1511) 10399

Уникальное предложение:
Шикарный коттедж в Коломягах, СПб Шикарный коттедж в Коломягах, СПб
Шикарный коттедж в Коломягах, Санкт-Петербург, 39 000 000 руб.

Еще новости:

Нехорошие квартиры..

Квартира размером с односпальную кровать – уже реальность..

Оживление на рынке недвижимости Кипра..

Подмосковные города обретут новый вид..

Политики выбирают Европу..

Посмотреть другие новости..

Это интересно:

Каталог FreeMarket: Мобильные телефоны, смартфоны, кпк

Строите дом? Avtobeton.Ru - цемент, бетон, пеноблоки и арматура с доставкой. Цены производителя.

Строительная компания Промремонт - ремонтные и строительные работы в Москве от профессионалов рынка

по материалам газеты `М - 2 Метр Квадратный`  



   Запомнить ссылку на эту новость в Избранном..
   Обсудить эту новость на форуме..

   Обсуждение последних новостей на форуме:
   АРЕСТ объекта недвижимости для возврата долга..
   С Днем смеха риэлторы !..
   С Новым 2009 годом !..
   Москва скупила жилье по ценам выше среднерыночных..
   Очень правильная статья про московских риэлторов!!!!!!!..


Недвижимость Москвы:

Недвижимость Санкт-Петербурга:

продажа квартир
новостройки
загородная недвижимость
аренда помещений
оценка недвижимости
коттеджные поселки
квартиры
аренда квартир
коммерческая недвижимость
ипотека, жилье в рассрочку
помощь в приватизации
согласование перепланировки
Агентство недвижимости Парадиз

Rambler's Top100